Формирование будущих учёных: роль международной Жаутыковской олимпиады (IZHO) в формировании интереса к STEM и развитию навыков у старшеклассников
DOI:
https://doi.org/10.47344/38bafe83Ключевые слова:
STEM-образование, навыки XXI века, участие в олимпиадах, развитие навыков, гендерные различия, STEM-карьераАннотация
Данное исследование посвящено анализу влияния участия в Международной Жәутыковской олимпиаде (IZhO) на восприятие школьниками развития навыков XXI века и стремления к карьере в STEM-сфере. С использованием смешанных методов (mixed-methods) исследуются гендерные различия, специфика по направлениям STEM, возрастные тренды, влияние типа школы и эффект многократного участия. Результаты показали значительные гендерные различия: девочки сообщили о большом прогрессе в навыках презентации, научного мышления и сотрудничества по сравнению с мальчиками. Между направлениями STEM существенных различий не выявлено, что указывает на равную эффективность IZhO для учащихся по математике, физике и информатике. Анализ по возрасту показал, что учащиеся 13–14 лет отмечают больший рост навыков, особенно в общих умениях, презентации и решении проблем. Ученики профессиональных колледжей продемонстрировали наивысшие показатели в технологических навыках по сравнению с учащимися государственных и частных школ. Кроме того, умеренная частота участия (10–20 раз) была связана с наибольшим прогрессом в критическом мышлении. Эти результаты подчеркивают потенциал участия в олимпиадах для развития ключевых навыков и стимулирования интереса к STEM-карьере. Также подчеркивается важность индивидуализированных подходов с учетом возраста и пола, а также разработка стратегий по поддержанию мотивации при повторном участии. Исследование подчеркивает значимость STEM-соревнований для подготовки учащихся к академическому и профессиональному успеху.