Гендерные закономерности зачисления в университете Казахстана: анализ STEM и не-STEM дисциплин за 2020-2024 годы
DOI:
https://doi.org/10.47344/1gecq106Ключевые слова:
гендерные диспропорции, гендерное равенство, тенденции зачисления, STEM-образование, высшее образование.Аннотация
Данное исследование посвящено изучению гендерных диспропорций в паттернах зачисления на STEM-образование и не-STEM-дисциплины в одном из университетов Казахстана за период с 2020 по 2024 год, выявляя изменения в динамике высшего образования. Анализ, основанный на данных о зачислении, гендерных соотношениях и баллах Единого национального тестирования (ЕНТ), показывает сохраняющийся гендерный дисбаланс. Доля женщин в STEM-дисциплинах оставалась стабильной на уровне около 34% в течение всего периода исследования, в то время как участие женщин в не-STEM-дисциплинах, изначально более высокое, снизилось с 74,8% в 2020 году до 68,9% в 2024 году. Несмотря на статистически значимые изменения в тенденциях зачисления, их практическое значение ограничено, что подчеркивает сложность решения проблемы достижения гендерного равенства в STEM. Среди факторов, способствующих дисбалансу, выделяются культурные нормы, недостаток женских ролевых моделей и особенности учебных программ. Исследование подчеркивает необходимость целевых интервенций и инклюзивных политик для продвижения гендерного равенства и увеличения участия женщин в STEM-дисциплинах. Результаты имеют более широкие последствия для экономического развития и социального прогресса, предлагая практические рекомендации для политиков и образовательных учреждений.