ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКИ ФИЗИКИ ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
DOI:
https://doi.org/10.47344/sdu20bulletin.v66i1.1274Ключевые слова:
"Человеческие ценности; достижения в физике; старшая школаАннотация
Аннотация. Обечеловеческие ценности служат основой этического поведения, которое каждый человек считает важным. Важность общечеловеческих ценностей заключается в содействии позитивной социальной динамике, повышении личного благополучия и соблюдении принципов этичной жизни. Это исследование было проведено с целью изучения общечеловеческих ценностей (ответственность, дружба, мир, уважение, честность и терпимость) у старшеклассников на уроках физики и понимания общечеловеческих ценностей в ходе изучения академических предметов. В исследовании приняли участие 150 студентов из двух частных школ и двух негосударственных лицеев в разных городах Казахстана в 2023-2024 учебном году. 43% (f=64) участников были студентами мужского пола, а 57% (f=86) - женского. Данные этого исследования были получены с помощью “Шкалы человеческих ценностей”, разработанной компанией Dilmac (2007). данные были проанализированы с помощью процентного соотношения, частоты встречаемости, корреляции и независимых выборок - t-критерия. Результаты расчетов показали, что не было существенной разницы между показателями участников мужского и женского пола по таким человеческим ценностям, как ответственность, дружба, мир, уважение, терпимость и честность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что включение обсуждения основных ценностей в учебную программу по физике может повысить мотивацию учащихся, их понимание и общую успеваемость. Кроме того, была обнаружена прямая связь между успехами в изучении курса физики и аспектом ответственности в рамках шкалы ценностей. И наоборот, не было обнаружено заметной корреляции между академическими достижениями и подразмерностями общечеловеческих ценностей.